Описание
Конфликт на
работе – отсутствие взаимопонимания в рабочем коллективе, непреодолимые
противоречия, столкновения различных интересов.
Конфликт в
рабочей среде отличается от семейного вида конфликта тем, что уладить его путем
психоанализа, практически не возможно. Как правило, последствия конфликта на
работе, это: невозможность профессиональной самореализации, недовольство
работой, психологический кризис обеих сторон, втянутых в конфликт.
Симптомы
Существует
четыре вида конфликтов на работе:
-
внутриличностный;
межличностный;
межгрупповой;
конфликты
между личностью и рабочей группой.
Первый вид
конфликта проявляется в связи с недовольствами условиями труда, зарплатой или
самим коллективом. При этом негативные чувства вслух не высказываются, но
отражаются на психологическом состоянии работника и на его профессиональной
деятельности.
Второй вид
проявляется в связи с неприязненным отношением коллег друг к другу,
невозможность разделения сферы влияния или ресурсов. В данном случае, сам
конфликт не всегда разрушителен, поскольку может быть урегулирован мудрым
подходом и отношением начальника.
Третий вид
конфликта – это идейна борьба лидеров групп и перерастание ее в конфликт между
сотрудниками.
Существует
еще, так называемый, скрытый конфликт, который не проявляется открыто никак, и
тяжело поддается распознаванию. Возникает он через появление в коллективе
недоброжелателя, который начинает плести интриги, распространять сплетни за
спиной коллег, убеждая начальство в их профнепригодности.
Диагностика
Диагностирование
конфликта на работе может провести профессиональный психолог. Он выявляет
причинные конфликтные проблемы и помогает их устранить.
Профилактика
Профилактировать
конфликты на работе очень тяжело, поскольку каждый сотрудник, старый или вновь
прибывший, имеет свои личностные качества, присущие только ему одному. То есть,
чтобы каждая личность в коллективе ощущала себя достойно, и наоборот, чтобы
коллектив могу по достоинству себя оценивать на фоне каждой личности, важно
мудрое и правильное, деликатное и профессиональное оценивание каждого
начальником коллектива.
Лечение
Конфликты,
без которых не обходится ни одно развитие коллектива, являющиеся жизненным
процессом, и разрешающиеся сами с течением времени, как правило, лечения из вне
не требуют.
В других
случаях важно вовремя обратиться к профессиональному психологу и следовать его
рекомендациям.
Существует
ряд общих рекомендация для разрешения конфликтов на работе:
-
эффективный
и открытый диалог между конфликтующими сторонами;
не
привлекать коллег, которые изначально не имели к конфликту никакого отношения;
в диалоге
всегда оставаться в тематических рамках, не переходить на личности, не
вспоминать прежних огрех;
достигать
взаимовыгодных условий исключительно путем цивилизованных, культурных
переговоров между конфликтующими сторонами. Если самостоятельно не получается
организовать такие переговоры – пригласить «спикера» — психолога.
Источник: