Сказки для младенцев

Содержание:

    Выбор литературы
    Сказки как ритуал
    Польза сказок
    Плохие сказки и рассказчики

Общение с родными важно для ребенка даже в период внутриутробного развития. Находясь в животике у мамы и слыша ее голос, малыш начинает узнавать его. Знакомая речь родных благотворно действует на эмоциональное состояние еще не рожденного малыша. На этом этапе важен не смысл произносимых слов, а сам по себе голос и интонация. После рождения знакомая речь близких людей также будет вызывать приятные эмоции и действовать на него успокаивающе, но здесь к эмоциональной составляющей добавится и влияние на психическое и умственное развитие ребенка, поэтому уже на первом году жизни так важно, что именно услышит новорождённый от родителей.

Общение людей во взрослом мире в большей степени происходит посредством речи. Как же общаться с тем, кому не известны еще ни слова, ни жесты? Как наладить связь с несмышленым младенцем? Молодым мамам иногда трудно начать разговор с грудными детьми – непонятно, о чем с ними вообще говорить. В этом случае на помощь приходит чтение – ребенок слышит мамин голос, а маме при этом не приходится подбирать темы для разговора. Пользу от чтения книг грудным детям можно почувствовать сразу, а плоды регулярного совместного чтения будут приятно удивлять родителей и все последующие годы.

Большего эффекта от такого приятного досуга можно добиться, если учитывать возрастные особенности крохи и подбирать произведения, соответствующие его возможностям

Решая, что почитать вслух младенцу: новый женский роман, поэзию Серебряного века, народные потешки, современные детские книги или сказки для грудничков, учитывайте возраст, время суток и настроение вашего малыша.

Выбор литературы

В первый месяц новорождённый все еще не нуждается в особой детской литературе, так как не может понять смысл сказанного. Если в этот период вы будете ласковым голосом читать что-то из современного андеграунда, вряд ли малыш заметит разницу с «Колобком». Уделите больше внимания не смыслу сказанного, а своей интонации и атмосфере во время совместного времяпрепровождения, ведь сейчас для психологического комфорта и правильного развития крохи необходимо постоянное присутствие мамы, физический контакт.

Из детских литературных произведений на первом году жизни лучше всего воспринимается поэзия. Песни, потешки, короткие стихи – все, что имеет рифму и ритм, способствует развитию речи. Пение к тому же способно благотворно влиять на формирование музыкальных способностей, но, если вы не обладаете хорошим слухом и боитесь своим голосом навредить и слуху малыша, вы можете проговаривать тексты песен как обычные стихи.

Не менее важен в этом возрасте зрительный и тактильный контакт с матерью, поэтому упор лучше сделать не на чтение как таковое, а на рассказывание наизусть коротких рифмованных текстов. Хорошо, если они будут содержать много добрых, ласковых слов для создания позитивного настроя и формирования всего общения с новорождённым в таком доброжелательном ключе.

С 2-3 месяцев можно читать коротенькие сказки с линейным сюжетом и исключительно положительным смыслом. Желательно, чтобы они также были зарифмованы или содержали достаточное количество повторений для лучшего запоминания слов. Отлично подойдут всем известные русские народные сказки («Репка», «Курочка Ряба») и короткие стишки К. Чуковского, А. Барто, Д. Хармса.

С 4-5 месяцев уделите внимание книгам с красочными крупными иллюстрациями: зрение ребенка в этом возрасте уже достаточно развито, и он способен непродолжительное время изучать изображения

С полугода во время чтения можно акцентировать внимание малыша на конкретных деталях иллюстраций. Особенно учитывая то, что ребенок в этом возрасте уже умеет сидеть, можно держать книгу вместе с ним и искать на картинках главных героев, проговаривать названия изображенных объектов или давать задания по их поиску.

Важно: если чтение применяется в качестве занятия, не перегружайте его заданиями. Прежде всего процесс должен приносить радость от увлекательных историй и общения с мамой. Большое количество вопросов может привести к усталости и потере интереса.

После полугода важна сама книга как предмет. Рассказывать наизусть, конечно, тоже можно, но ребенок должен видеть, что вы читаете книгу, это способствует развитию интереса к чтению. Кроме того малышу в этом возрасте уже будет интересно полистать книгу самому. Для этого лучше всего подойдут небольшие картонные книжицы и так называемые «книги для купания»: их страницы легко переворачивать, они долговечны, а яркие картинки и подвижные элементы (вращающиеся глазки персонажей или кнопки) будут привлекать внимание ребенка к книге снова и снова.

Сказки как ритуал

Для полноценного развития новорождённым ежедневно необходима комфортная психоэмоциональная среда. В ее создании помогут ритуалы с применением литературных произведений. Кроме пользы от общения они также помогут справиться с нежеланием малыша делать что-либо (купаться, ложиться спать, есть кашу).

Советуем почитать:Мультики для младенцев

Введение в обиход ритуала, связанного с неприятным для ребенка процессом, облегчит задачу. Ритуалы могут быть связаны с:

    пробуждением;
    купанием;
    кормлением;
    массажем;
    прогулкой;
    игрой;
    засыпанием.

Чтение сказок может стать прекрасным средством для спокойного отхода ко сну. Дети быстро привыкают к ежедневным сказкам на ночь, но перед сном лучше именно рассказывать их, а не читать, так как книга сама по себе и яркие иллюстрации в ней могут отвлекать малыша от сна.

Интересно: если ваш ребенок настолько привык к чтению перед сном, что отказывается ложиться спать без этого, а у вас нет возможности уложить его с привычным ритуалом, вы можете записать сказку в своем исполнении в формате аудио- или видеозаписи.

Режимность этих моментов и вербальное сопровождение в виде коротких стишков с множеством ласковых слов решит проблему негативного отношения младенцев к какой-либо из необходимых процедур

Польза сказок

Такой приятный совместный досуг родителей и новорождённых детей еще и очень полезен:

    общение с мамой благотворно влияет на эмоциональное состояние;
    разнообразная и многословная речь взрослых способствует раннему развитию речевых навыков;
    разглядывание иллюстраций развивает зрительные функции и внимательность;
    положительные сюжеты формируют правильное восприятие окружающего мира.

Интересно: для развития мелкой моторики во время чтения сказок для наглядной демонстрации используйте пальчиковые и перчаточные куклы.

Плохие сказки и рассказчики

Разнообразие книг для малышей часто сбивает родителей с толку и вводит в заблуждение. Какие же сказки не подходят грудничкам и какие ошибки при чтении своим детям совершают родители?

    При выборе произведения обратите внимание на параллель добра и зла, добро в сказке всегда должно побеждать зло; герои должны быть понятны и симпатичны ребенку, так как он идентифицирует себя с ними; стиль изложения должен не только соответствовать возрастным особенностям, но и развивать речь и эстетическое чувство.
    Голос рассказчика должен быть мягким и плавным, при чтении сказок грудным детям не стоит говорить слишком громко или монотонно.
    Меняйте интонацию, когда читаете слова разных персонажей, сопровождайте это выразительной мимикой.
    Не сюсюкайте и не коверкайте слова! Речь должна быть грамотной, слова следует произносить четко.

Важно: не читайте ребенку, если вы раздражены и на взводе. Ваше состояние передастся ему, и такое прекрасное время общения мамы и малыша превратится в пытку для вас обоих.

На сказках выросли многие поколения детей, и в современном мире они остаются таким же приятным способом провести время с ребенком. При умелом использовании сказка может стать мощным инструментом в воспитании и развитии крохи. Но не стоит забывать, что в первую очередь она должна приносить радость и удовольствие. Читайте своим малышам как можно больше, это бесценные минуты для вас и ваших детей. Минуты близкого, спокойного и развивающего общения.

Источник: mladeni.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог о детях
Добавить комментарий