Первый прикорм: без тревоги, без мультиков и без диет. Как правильно?

Содержание:

    Первый прикорм: тревоге — нет!Чем опасна еда под мультикиДиеты с точки зрения психологаКак научить ребенка жевать

Как правильно вводить прикорм? К возрасту 6 месяцев мамой малыша перечитана на эту тему уйма статей, получены порой противоречивые рекомендации, досконально изучены схемы прикорма. Но все равно мама делает ошибки — причем такие же, какие делала в свое время ее мама. Об этих ошибках не пишут педиатры — только психологи.

Современные родители начинают вводить прикорм детям в возрасте 5–6 месяцев. Многие используют баночное питание, кто-то готовит сам, редкие семьи выбирают педагогический прикорм (когда ребенок микродозами получает разнообразные продукты с общего стола).

Но меня не столько волнуют конкретные схемы прикорма (это вопрос скорее традиций и удобства, все они имеют право на существование), сколько формирование у детей пищевого поведения — ведь оно повлияет на всю их жизнь, и его будет сложно корректировать в более старшем возрасте. Итак, я призываю родителей обращать внимание на следующие моменты.

Первый прикорм: тревоге — нет!

С самого начала, с первых ложек прикорма еда не должна быть источником опасности и тревоги для ребенка! Родители начинают прикорм, и с ним в процесс еды приходит суета: посадить малыша, подогреть пищу, вложить в рот. «Ой, не ест» — паника у всех вокруг! «Ой, сначала ел, а теперь не ест» — опять паника!

Но пока в жизни малыша есть грудь мамы или молочная смесь, любая паника беспочвенна в принципе. Если ребенок в 6 месяцев потребляет литр и более грудного молока в сутки, он может вообще больше ничего не есть, если не хочет. А причин для «не хочу» у него множество: погода, зубы, животик, неподходящее время, нет настроения…

Еще одна причина — психологическая. При первых кормлениях мама нервничает (иногда в компании папы и бабушки), на ее лице тревога, она паникует, когда малыш отказывается от еды, — все это вместе дает яркую и неправильную обратную связь. Ребенок усваивает два момента: во-первых, еда — это опасно; во-вторых, при помощи еды у мамы можно вызвать эмоции.

Поэтому прежде чем кормить ребенка — успокойтесь. Сядьте за стол, положите себе любой еды — хотя бы хлеб и воду. Посадите рядом ребенка, спокойно разговаривайте с ним: «Мама кушает, и ты кушай. Это — чудесный кабачок. Его вырастили и собрали добрые люди и привезли нам с тобой. Он очень вкусный и полезный».

Можно говорить что угодно, лишь бы спокойно и уверенно. Ребенок проглотил ложку овощного пюре из хваленого кабачка? Ура! Выплюнул? Ерунда! Если ребенку всего 7–8 месяцев, то можно даже повременить с введением прикорма, сделать перерыв.

Еда не должна ассоциироваться у человека с тревогой. Однако молодые мамы сами порождают в ребенке эту тревожность — когда только и ждут мужа, чтобы поесть, когда твердят ребенку: «Спи, кроха, я хочу выпить чаю». Кроха быстро понимает: еда — это что-то тревожное и опасное, от этого надо защищать маму. И как только мама садится за стол, она слышит детский плач. Похоже, ребенка раздражает, что мама хочет покушать! А он считает, что просто защищает маму от этой тревожащей и порождающей дискомфорт обязанности.

Вы только выписались из роддома? Питайтесь не реже трех раз в день. Вам не на кого оставить ребенка? А зачем? Ешьте при малыше, а слинги, шезлонги и разные другие приспособления будут вам в помощь. Тогда ребенок с рождения поймет, что еда — это радость, а не опасность, ради которой мама бросает его одного, отворачивается, да еще и приговаривает: «Ради тебя я битый час тушу эти кабачки». На самом деле ради него первым делом надо сесть и спокойно поесть вместе.

Чем опасна еда под мультики

На определенном этапе взросления ребенка к родителям приходит, казалось бы, «гениальная мысль»: если малыша развлекать, он ест гораздо лучше. И понеслось… Птичка с самолетиком полетели, зайка прискакал, а когда они не справляются, появляется враг здорового пищевого поведения — планшет.

Печально, что родители даже понимают, в чем кроется вред, кивают и соглашаются, а потом тихонько признаются, что не могут убрать гаджет, так как без него их чадо умрет с голоду…

Начнем сначала. Лучше всего люди воспринимают информацию визуально, поэтому, когда человек ест перед телевизором или планшетом, он запоминает то, что видит, а не то, что кладет себе в рот. Проверьте это на себе: пообедайте, просматривая ленту в соцсети. Через час вы уже забудете, что ели, и захотите есть опять, но новости в ленте скорее всего запомните.

А бедные дети при таком кормлении покорно открывают рот, пока еда не полезет назад. Родители радуются своей находчивости, но статистика детских пищевых расстройств становится все более неблагополучной. Ведь в таком питании нет удовольствия, радости, нет культуры еды и ритуалов принятия пищи.

Зато так можно положить в рот побольше, побыстрее и с регулярностью, не подвластной ребенку. Нам, взрослым, так удобно, ведь потом надо спать, гулять или бежать в поликлинику. Ничего не напоминает? Правильно, фастфуд, от которого так трудно бывает отказаться подросткам и многим взрослым…

Диеты с точки зрения психолога

Скажете, у детей нет диет? Но ведь существуют бесконечные ограничения, запреты и «мотивации» при помощи еды. Для нас еда — это традиционный способ выстраивания отношений: «хорошая девочка — получай конфетку», «плохо себя вела — сегодня останешься без сладкого». Но мы почему-то никогда не говорим: «Ты наказана: не получишь супа».

Культ сладкого, который мы сами воспитываем в детях (здоровых детях без пищевых аллергий и других проблем), обернется для них лишними килограммами и постоянными диетами. С точки зрения психологии диета — это зло. Организм начинает жадно искать то, что ему запрещено.

Люди страдают от идущей из детства системы запретов на «вкусненькое». Раньше во многих семьях дефицитную колбасу можно было есть только в праздник, при гостях. Теперь дети из этих семей выросли, и либо едят колбасу без ограничений, либо худеют от праздника до праздника, так как сам праздник для них — как сигнал к обжорству. Мечта о празднике — это мечта «пожрать».

Не надо угощать ребенка сразу килограммом конфет — давайте ему по пять штук. Первые дня три он будет съедать все пять (в это время неплохо бы напоминать ему, что важно делиться). К концу недели ребенок поймет, что конфеты не исчезнут, их не заберут. Я проводила этот эксперимент на своих детях: через пару недель конфеты становятся не нужны, хотя в доме их полно. При таком спокойном отношении к еде человек не будет себя награждать или наказывать конфеткой, когда вырастет.

Как научить ребенка жевать

Этот вопрос часто встает перед родителями, которые привыкли кормить ребенка пюре и не дают ему питаться самостоятельно. Время идет, а малыш так и не учится жевать: давится, выплевывает кусочки еды. Как же сделать ребенка полноценным участником семейных обедов?

После 8 месяцев используйте более густую пищу.
Примерно с 7–9 месяцев давайте ребенку пробовать то, что он просит с вашего стола. Не блокируйте пищевой интерес!
С 9–10 месяцев во время кормления кладите на стол перед ребенком кусочки еды: вареные овощи, курицу и т.д.
Сушки и баранки очень помогут в этом деле. Их можно давать с 6 месяцев.
Ближе к году еда становится удовольствием для ребенка. Готовьте вкусно.
Предлагайте ребенку есть самостоятельно из собственной тарелочки, давайте ему вилку.
Общайтесь с другими детьми, которые уже хорошо жуют, устраивайте совместные обеды и перекусы. Помните, что дети приобретают новые навыки, повторяя за окружающими.

Лариса Суркова

Источник: 7ya.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог о детях
Добавить комментарий