Я — молодая мама. Первый ребенок, первые переживания, радости и трудности. В моем ближайшем окружении не было мам с детишками, а мнения собственной мамы мне казались устаревшими.
Сынок рос и вместе с этим возникали первые вопросы. Когда и как начинать прикорм? Врач и моя мама убеждали, что можно с 3 месяцев давать сок, вводить бульоны с 6 месяцев. Я искала ответ в сети Интернет и находила только противоречия. Тогда мне помог муж, который сказал: «Принимай то мнение, которое соответствует фразе «не навреди». Учитывая это, я приняла решение, что спешить с прикормом не надо. Есть много отзывов, что ранний прикорм вызывал различные проблемы со здоровьем деток. Но я не нашла отзывов, из которых бы следовало, что при введении прикорма после 6 мес. и позже дети страдали дистрофией или что им чего-то не хватало (исключение, когда до введения прикорма уже стоит такой или др. диагнозы, требующие ранний прикорм).
Таким образом, я решила, что спешить с прикормом не надо, да и зачем? Мнение, что надо давать раньше, чтобы все успеть — не обосновано. Раннее введение соков может привести к заболеваниям пищеварительной системы и аллергии, а введение фруктовых пюре перед овощными может привести к тому, что ребенку просто не понравится вкус овощей.
Рекомендации по введению прикорма вычитывала из литературы и Интернета. А вот с какой проблемой я столкнулась, какие сама выводы сделала, хочу поделиться.
Сначала ребенок пробовал все с удовольствием, но позже, когда необходимо было заменять молочную смесь нормальной едой, сын стал отказываться кушать.
Плохой аппетит или даже полный отказ от еды — с такой проблемой часто встречаются молодые мамы. И однозначных решений нет.
В моем случае, возможно, от моей настойчивости или от особенностей ребенка у сына возник рвотный рефлекс. Причем практически на все. Особенно на каши и новые продукты. Часто садился за стол кушать и начинал сразу плакать. Часто кушали стоя на его стульчике или сидя на руках. Это не передать словами, когда понимаешь, что нужно накормить ребенка, когда нужно давать овощи, вводить мясо, а он так реагирует. Летом все давали деткам ягоды, а моему кладешь в рот, а он сразу обратно, толком не попробовав. И отвлекать бессмысленно. Придумывала способы, искала различные варианты, чтобы накормить ребенка. И мои усилия не были напрасны. Ребенок изменился. Стал кушать больше, стал есть мясо, картофель и др. То, что в свое время вызывало отказ и такой сильный рвотный рефлекс, он стал кушать!
Сейчас ребенок сидит в стульчике и кушает, пытается даже самостоятельно ложкой. Пока с трудом идут кусочки, пища плохо измельченная или мясо, сложности с введением новых продуктов. И я снова ищу новые способы, чтобы сын кушал и это.
И я понимаю, сколько еще нам предстоит пройти, чтобы наладить питание. Пройдя уже основной этап прикорма, я сделала выводы:
не заставлять ребенка;
пока он маленький, и действительно страшно оставить его голодным, можно дать покушать что-то другое. Кефир, пюре, молоко или смесь — все, что ест, хоть что-то, чтобы успокоить немного себя и не оставить дитя совсем голодным;
кормить медленно;
стараться привлекать внимание к еде, показывать, как кушает мама или пусть даже мишка, но не отвлекать от еды на другое, не устраивать представления перед ним;
возможно, посадить к себе на колени, став чуть постарше, малыш полезет в тарелку якобы к маме, а на самом деле к себе;
давать ему ложку, чтобы было желание самому донести до себя пищу;
перед едой, например, перед обедом, хорошо погулять без перекусов, тогда у ребенка будет аппетит, а вечером после водных процедур;
обязательно хвалить и говорить: «Как хорошо кушаешь, как мама рада», «Ой, как ты ешь!», «как вкусно» и др.; улыбаться ребенку и показывать, что маму радует, что он хорошо ест.
И самое — главное держать себя в руках и не ругаться, не кричать.
Если ребенку только вводят прикорм, то причин, почему ребенок отказывается от еды, много — не распробовал, надо раз 10 дать, не знает, что можно наесться и др. Поэтому не надо спешить и нужно предлагать через время снова и снова.
Если ребенок старше двух лет, то можно учиться договариваться, составлять вместе меню и др. То есть использовать педагогические приемы в воспитании. Купить тарелку, на дне которой интересный рисунок. Но чтобы его увидеть, надо скушать все. Только класть сначала совсем немножко, чтобы ребенок мог осилить и увидеть результат. Если ребенок еще старше, то там и между приемами пищи не давать еду, но это когда ребенок уже понимает, почему не дают.
Самый сложный возраст как раз от года до двух, когда ребенок уже ест нормальную пищу и в то же время понять и договориться с мамой еще невозможно. Надо маме прислушаться к ребенку, понаблюдать за ним. Ну не может же ребенок постоянно быть голодным, что-то же он ест. Может, добавлять понемножку, может, супы лучше пойдут. Вот рыба у моего ребенка не пошла, а рыбный суп ест хорошо. Стараюсь радоваться каждой ложке.
Надо помнить, что у всех нас есть то, что мы не любим кушать, что могут быть зубки, или нет настроения, и что есть детки, которые плохо едят и уже в более старшем возрасте. А чтобы последнего избежать, надо приложить усилия к воспитанию правильного питания у ребенка.
Надо искать варианты, стараться по-разному подходить к питанию ребенка, и все и у вас, и у меня получится. Я мечтаю, что буду вкусно готовить своему ребенку, а он все будет уплетать за обе щеки. И верю, раз преодолели проблемы с прикормом, значит и дальше все у нас получится. Самое главное — спокойствие!
Мария, mashutka_praga@mail.ru
Источник: