Редакция ProDetki обеспокоена экологическим воспитанием детей в школе. В лице Шакировой Миляуши Камиловны разбирали, на чем строится формирование экологической культуры детей и в результате каких действий оно будет успешным.
Экологическая культура в школах
Экологическая культура будет эффективно развиваться в школах, если её правильно преподносить для учеников, а именно:
1. Уроки проводить непосредственно на природе, так наглядные примеры хорошо запоминаются и оцениваются детьми.
2. Использовать различные виды творчества, в том числе проекты, дающие возможность на практике применять те знания, умения, которые получены на уроках.
3. Внедрять новые предметы, которые направлены на обращение школьников к природе.
4. Воспитывать и развивать у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
5. Воспитывать чувства единства и целостности с природой.
6. Заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения — экологическим.
7. Добиться, чтобы дети были готовы принять участие в защите окружающей среды.
Экологическое образование
На каждом уроке географии в каждом классе обязательно надо затрагивать вопросы экологического воспитания. Цель — формирование экологического мировоззрения у учащихся. Экология — один из факторов нашей жизни, нашего бытия. Экология — это не только забота о среде обитания человека, но и забота о самом человеке. Человечество и его постоянное развитие приводит чаще к ухудшению природы.
Экологическая культура школьников
На своих уроках в 6 классах я затрагиваю вопросы и значимость всех сфер нашей планеты — гдросферу, биосферу, литосферу и атмосферу. Ученики 6 классов воспринимают мир красивым, добрым и чистым. Мы рисуем рисунки, в этом возрасте еще можно фантазировать и рисовать о хорошем. Картинки из серии рассмотрения страшных ситуаций, таких, как, например, что станет с нашей речкой, если ее загрязнять, что будет с воздухом нашим, что будет с землей, с природой. Задействовав все сферы жизни, дети уже в 6 классе начинают размышлять об окружающем их мире.
В 7 классе при изучении материков дети, используя интернет, находят, как люди из разных стран используют все сферы планеты. Понимают, кто как использует гидросферу, атмосферу, литосферу, и в итоге получают соответствующую биосферу страны. Учащиеся 7 классов могут анализировать, несмотря на не всегда глубокие познания, но именно в этом возрасте их знаний достаточно для различения, что такое хорошо, а что такое плохо и с экологической точки зрения.
В 8 классе мы изучаем природу России, и, конечно, мы можем затронуть только её красоту и могущество. Российская природа уникальна, многообразна, могущественна. О всех сферах нашей жизни мы можем говорить долго и лишь эпитетами, и это правда. В изучении географии за 8 класс очень важно дать понимание детям, как сохранить мир, в котором мы живем.
В 9 классе можно и нужно затронуть все сферы — решать вопросы и поднимать экологическую проблемы. Гидросфера: как энергетика оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду, ухудшая условия жизни. Литосфера: как на природу влияет разработка месторождений полезных ископаемых. Атмосфера: влияние заводов и автомобилей на воздух, которым мы дышим. Биосфера: как наши сферы загрязнены, и уже поэтому биосфера оказалась в ужасных условиях. Человек живет в сферах и никуда ему от этого не деться.
В 10-11 классах глобальное изучение стран и можно размышлять и дискуссировать со взрослыми учащимися. Участие и выступления в экологических и географических семинарах. Сравнивать страны — изучать, анализировать. Все экономически развитые страны находятся сейчас в ужасном экологическом положении и напрашивается вывод — технологии не всегда приводят к прогрессу. Я в своей школе провела пресс-конференцию с приглашением глав государств (Япония, США, Канада, Франция, Германия, Англия, Италия) в роли учеников. На этой конференции мы затронули главный вопрос «Экологическая проблема в высокоразвитых странах«.
Я считаю, что изучение географии с элементами экологии — это один из главных и основополагающих факторов. За истекшие столетия население приучилось считать промышленность экологическим бедствием. Человек уверен о неисчерпаемости ресурсов, и это действительно правда. Ведь мы использовали всего 4-5% всех природных богатств планеты. Изучили маленькую часть огромной Земли. Ресурсов хватит на многие последующие поколения, только использовать их надо по-человечески. Разрушить можно быстро, а новое создать, увы, не получится.
Материал подготовила Шакирова Миляуша.
Для связи, вопросов и предложений: Instagram.
Источник: