Школы в Азербайджане: пора бы научиться зарабатывать деньги

Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон "об общем образовании". Среди прочих, в новой редакции документа указан крайне важный момент: предполагается, что действующие в стране государственные школы смогут заниматься предпринимательской деятельностью. 

В законопроекте отмечается, что во-первых, школы должны будут зарабатывать деньги, сохраняя при этом приоритет образования, а во-вторых, деловая активность школ будет вестись в соответствии с их профилем: например, это платные услуги обучения, доходы от продажи продукции, полученной на вспомогательных хозяйствах, от ручных работ учащихся, от аренды и так далее.

В документе говорится, что для предпринимательской и инновационной деятельности при общеобразовательном учреждении могут создаваться соответствующие производственные участки и зоны обслуживания. "Общеобразовательное учреждение вправе свободно использовать полученные от предпринимательской деятельности доходы в порядке, определенном законодательством. Доходы, полученные общеобразовательными учреждениями от предпринимательской деятельности, непосредственно направляются на развитие образования и социальную защиту сотрудников", — отмечается в законопроекте. 

Это изменение, которое скоро будет выставлено на голосование в Милли Меджлисе, — одно из самых знаковых преобразований, сделанных в сфере среднего образования в стране. Попробуем разобраться, что же оно означает, и как изменится работа школ в будущем. 

Пока отдельные люди кричат в соцсетях о том, как школы превратятся чуть ли не в супермаркеты (откуда такая ненависть к супермаркетам?), хотелось бы разобраться. Как может заработать средняя азербайджанская школа?

Устраивать платные секции и кружки

Каждая школа располагает спортивным залом, стадионом, кабинетами, иногда, бассейном. Это ее так называемый ресурс для заработка. Естественно, в дневное время все помещения используются по прямому назначению — для проведения учебного процесса. Во второй половине дня вполне разумно распорядиться данным потенциалом по-иному — открыть платные секции и кружки. В спортивном зале проводить занятия по баскетболу, волейболу и так далее. В кабинетах — по изобразительному искусству, конструированию и прочим развивающим премудростям. На стадионе тренировать любителей футбола и легкой атлетики.

Сдача помещения в аренду

Как еще увеличить школьный бюджет? В отдельные школьные помещения можно пустить арендаторов. Разумеется, только в вечернее время. Многие коммерческие организации с удовольствием арендуют спортзал для своих сотрудников. В подвальных помещениях можно оборудовать зал для занятий на тренажерах или обустроить танцевальную студию.
В плавательном бассейне могут проводиться занятия. А о спросе на актовые залы и говорить не стоит: большое число организаций не располагает подобными площадями для проведения семинаров, собраний и других многолюдных мероприятий. В аспекте предоставления аренды у школы большой простор для полета коммерческой мысли. При желании, директору не составит труда предложить помещение, привлекающее арендаторов.

Организация семинаров, консультаций для коллег из других школ

Подобный источник поступления финансов подойдет образцово-показательному учебному учреждению, имеющему высокие показатели в учебном процессе. Если есть успехи, значит имеется методика их достижения. В пору проводить семинары или консультации для педагогов из других школ — делиться опытом на платной основе. 

Организация походов, экскурсий

Актуальность данного вида деятельности очень высока, особенно в период школьных каникул. Любой родитель предпочитает знать, где его ребенок находится в свободное от занятий время, и готов за это платить. Выгода очевидна для всех. Дети при деле. Родители спокойны. Школа зарабатывает на свои нужды.

Заработок на рукоделии. Продажа поделок, которые сделали дети

На уроках труда девочки учатся шить, мальчики — мастерить различные полезные вещи для дома. Есть уроки творческого развития, обучающие детей созданию поделок. Если у малышей первые творческие попытки не совсем удачные, то у старшеклассников все наоборот. Товары из категории "хендмейд" сегодня на пике популярности.

Организация платных дополнительных уроков для учеников

Школьная программа ограничена определенными рамками. Это относится к перечню предметов и количеству часов, отведенных на каждый из них. Дополнительное обучение относится к разряду платных занятий — тем более, если учитывать, насколько популярны репетиторы и их услуги в Азербайджане. Опять же, такая форма платных уроков будет выгодна и для детей, и для их родителей, и для самих преподавателей — педагогам уже не нужно будет искать место для проведения частных уроков, и думать о легализации своих дополнительных доходов. Если вышеперечисленные платные занятия больше заинтересуют родителей, то дети проявят интерес к другим занятиям — программированию, истории родного города, занятиям по моделированию одежды, театральному мастерству и так далее. Главное понять, что детям действительно интересно.

Итак, школы смогут зарабатывать деньги. Но как они будут это делать? Возьмем, к примеру, государственные школы в США: они сущетсвуют за счет местного бюджета, финансируются в основном за счет налога на недвижимость в том округе, где расположена школа. Таким образом, чем богаче район, тем выше бюджет у школы, и тем лучше предлагаемые в ней условия. Но сами школы при этом предлагают целый ряд дополнительных, платных услуг — например, та же "продленка", или обеды в школьной столовой (никто не мешает при этом приносить ланч с собой). 

Плохо это или хорошо? Некоторые наши популисты, едва увидев новый законопроект, буквально разошлись: ой, все — школы превратятся в некое подобие частных заведений, все будет платным, за все надо будет дополнительно давать денег и так далее. 

Что поразительно, те же популисты кричат о необходимости выделять все больше и больше средств на финансирование образования, о недостаточно, по их мнению, значительном росте зарплат учителей. Да, безусловно, чем больше будет уровень дохода учителей и чем большим бюджетом будут обладать школы, тем выше будет и качество их услуг. Но ведь очевидно, что если школы получат право извлекать дополнительный доход и — внимание — направлять его смогут на развитие своей деятельности и дополнительные выплаты учителям — то помимо очевидной выгоды дополнительно снизится и нагрузка на государственный бюджет. И разве это плохо? 

Очевидно, нет. И если после принятия поправок в закон об общем образовании будут окончательно похоронены такие понятия, как "классный фонд" и им подобные — будет еще лучше. И родители, и сотрудники школ должны понять, что в современном мире школа — как и любое другое учреждение — должна не висеть мертвым грузом на дотациях государства, а менять формат работы в соответствии с требованиями времени. Конкуренция — решающий фактор в том числе и в сфере образования. Дав возможность школам зарабатывать, государство мотивирует школы начать конкурировать между собой, причем не условными статистическими показателями, вроде авторитетности работающих там учителей или показателей поступаемости в вузы, а еще и реальными условиями, предлагаемыми ученикам. Да, поначалу некоторым учебным заведениям будет трудно, но в конечном итоге от такого конкурентного подхода выиграют все. И это самое главное. 

Эмин Алиев,
главный редактор Day.Az

Источник: day.az

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог о детях
Добавить комментарий